Снова сходил в синагогу. Ачивмент анлокед, в этот раз я видел несколько больших прозрачных ящиков для пожертвований.
Опять была куча народу, я и так был не в духе, а это мя просто выбесило. Пришёл ведь чётко ко времени, ещё думал самый последний буду, а там очередь в два кольца. Я даже не понял где у этого ёбаного уробороса хвост. Думал, ну всё, ща психану и уйду, но таки записался и пошёл слушать лекцию. Лекция хорошая, а вот акустика отвратная. Но я это уже знал, так што влез поближе. Народу дохрена, я расстроен, никакой элитарности и камерности. В перерыве можно было захавать чай или кофе бесплатно. Остался после, задавал вопросы, слушал чужие. Немного прояснил себе некоторые непонятные моменты. Вроде так стало немного понятнее, но всё равно в целом иудаизм пока выглядит весьма загадочным.
читать дальшеВ целом кажется менее догматичным, менее регламентированным (хотя казалось бы) с кучей внутренних течений и направлений и огромной свободой личного выбора. Некоторые вещи достаточно мозголомны для моих стереотипов о религии. Лектор долго пытался объяснить, што святое и священное это просто отдельное. Например, праздничный, субботний стакан для чего то там. Ты идёшь в магазин, покупаешь красивый бокал и пользуешься им по субботам. Всё. Ничего больше. Он просто специально для этого выделен. Это не волшебный стакан, ему не кланяются, на него не молятся, его не почитают, им не лечатся. Это просто стакан. Отдельный, священный. Всё. Можно его как то зашкварить, наверно, ну и ок, ну бывает, он теперь не кошерный, ну выкинули его или там перевели для других нужд. И всё и не более.
После кучи всего "чудотворного" и "святого" от воды до земли, воспринимать такое спокойное отношение к предметам, в том числе именно религиозным и богослужебным, это очень странно и удивительно. Есть, конечно, разные течения, направления и просто люди, но общая идея такова, што предмет это всегда просто предмет и не может быть ни сакрального места ни сакрального предмета. Оно священное, но это просто предмет. Ко лбу прикладывать и ждать исцеления никто не будет. То есть в культуре и у самих людей суеверность, конечно, есть, от этого никуда не деться, но она не поощряется. Они как бы пытаются следить за тем, што бы не началось обрядоверие и поклонение предметам, как волшебным реликвиям.
Очень рациональный подход к материальному миру. Как то они умудряются сочетать критический взгляд на мир с богом. Это как современный светский гуманизм, только с богом. Это очень странно. Но я думаю, когда коснётся именно бога и сверхъестественного, вот там то жесть и начнётся. Там то всегда бывают и полёты фантазии и логики и насилие над здравым смыслом. Но вот материально они этого не проявляют. Или проявляют, но говорят, што то вроде -ну вот такое то течение очень любит всякие защитные талисманы писать и рисовать, ну пущай рисуют, ну вы же понимаете, шо это фуфло. И ты такой -эээ.... А они так -да нормально, везде по разному, если мы в одном месте собираемся, то просто разойдёмся по разным углам, што бы не ругаться или спецом соберёмся што бы поспорить. А свобода воли, хули.
Я после этого вспомнил и наконец то понял, адекдот про то, как еврей на необитаемом острове строит две синагоги. В одну он будет ходить, а в другой ноги его больше не будет.
То есть, есть некое общее ядро правил и законов, а дальше уже в неких пределах возможны вариации, трактовки и толкования. Но это всё иудеи. Просто нет единого догматического как надо и правильно. Сами пусть думают. Ну вот думает он, што вот так надо, ну и ладно, пусть сам потом это богу и доказывает, а мы таки на него посмотрим.
Я спросил можно ли сравнить это с протестантизмом и его кучей течений в отличие от католицизма с его иерархией. Мне сказали, што нет, всё совсем другое. Но я не очень понял. Всё очень запутанно. С одной стороны до хрена направлений. С другой они все примерно об одном и в одну сторону. Но есть и те кто ваще с другим мнением. Вроде консерваторов(!), которые терпеть не могут государство Израиль(!) и орут што оно нахер не нужно(!). А есть верующие но не религиозные. А есть религиозные но ещё какие то. А есть Вася. Вася еврей, но он сказал, што так он здесь не сделает карьеры, поэтому он православный. Но ему всё равно все вспоминают, што он еврей и Вася страдает от аутоюдофобии, потому што его заебало собственное происхождение и связанные с ним проблемы. Такие дела.
Можно подумать, што это глобальное -да делай чё хочешь. Но это не так. Отсебятину гнать тебе никто не позволит. Взять и сказать, "а я так вижу", тоже не получится. Не всё так просто. Пиздец какой то.
@темы:
вера и религия,
События